Чем отличаются бизнес -модель и бизнес -план?
Вопрос, который часто задают предпринмиатели. Попробую коротко на него ответить.
Бизнес — модель – это инструмент по моделированию бизнеса на одном листе бумаге (плюс-минус). А бизнес-план — это документ, который подробно описывает бизнес и может иметь несколько томов рукописи.
Бизнес-модель позволяет увидеть целиком всю картину бизнеса, состоящую из основных взаимосвязанных блоков. С её помощью можно быстро выдвигать гипотезы по тому или иному блоку бизнеса, проверять их и что-то менять.
Речь идёт о бизнес-модели А.Остервальдера.

Основная цепочка бизнес-модели:
- Продукт бизнеса. Его ценность для целевой аудитории.
- Какие целевые аудитории готовы будут купить этот продукт. Как мы будем привлекать эти аудитории? Как будем удерживать?
- Какова система продаж будет в нашем бизнесе?
- Какие источники дохода получим? Сколько заработаем?
- Какие процессы нужно организовать, чтобы продукт появился и был продан?
- Какие партнеры понадобятся?
- Какие ресурсы нужны?
- Какие расходы нас ждут?
Даже коротко ответив на эти вопросы, в голове выстроится некая система вашего бизнеса.
Пример
Моя бизнес-идея следующая. Я планирую делать авторские рисунки на футболках и их продавать.
Какой продукт? – Футболки с авторским рисунком.
Для кого? – Молодые люди. Активные и позитивные. Любят самовыражение.
Каналы сбыта? – Молодежные фестивали и Инстаграм.
Как будем продвигаться? – Социальные сети и на фестивалях продавцы будут из целевой аудитории, на них будут футболки с авторским рисунком.
Источники дохода: 1. Продажи в Инстаграм. 2 Продажи на фестивалях.
Что нужно организовать?
- Закуп футболок.
- Отрисовка эскизов.
- Нанесение рисунка на футболку.
- Создание магазина в Инстаграм.
- Организация продвижения и продаж в Инстаграм.
- Организация продаж на фестивалях.
Какие нужны партнеры?
- Поставщики футболок.
- Художники.
- Типография.
- Организаторы фестивалей.
Какие нужны ресурсы?
- Smm – специалист.
- Таргетолог.
- Аренда торгового места на фестивале.
- Оборудование для торговли.
- Транспорт для доставки людей, оборудования (если своё) и футболок на фестиваль.
- Продавцы – парень и девушка для работы на фестивалях.
Какие расходы?
- Закуп партии футболок.
- Оплата эскизов.
- Оплата нанесения рисунков на футболку.
- Оплата услуг smm – специалиста.
- Оплата услуг таргетолога.
- Рекламный бюджет на продвижение в Инстаграм.
- Оплата аренды торгового места на фестивале.
- Покупка оборудования для выездной торговли.
- Оплата транспортных расходов и ГСМ.
- Оплата работы продавцов на фестивале.
- Налоги.
А нарисовав на листе бумаге свою бизнес -модель, мы увидим в одной картинке все важные составляющие бизнеса.

По сути бизнес-модель – это один рисунок.

Бизнес -план – это документ, который может иметь множество текстовых страниц и рисунков.
Методик разработки бизнес — плана много, но как правило, основные разделы бизнеса- плана следующие:
- Резюме – короткое изложение того, что описано в бизнес-плане.
- Идея проекта.
- План маркетинга.
- План производства.
- Организационный план.
- Финансовый план.
- Приложения.
Бизнес-план – это подробная проработка всех блоков бизнеса с расчетами и прогнозами.
Рекомендую по разработке бизнес-планов прочитать данную книгу.

Думаю вам стало понятнее, чем отличается бизнес-модель и бизнес-план. Сначала имеет смысл проработать бизнес-модель, она занимает меньше времени и дает много полезной информации. Плюсом к ней необходимо сделать финансовую модель. А далее, при необходимости, можно расписать подробный бизнес-план по реализации всех намеченных пунктов в бизнес-модели.
Бизнес- модель как конструктор лего, когда вы руками собрали тот результат, что планировали. А бизнес-план – это книга, в которой вы подробно описали в каком порядке и как нужно собирать ваше лего для достижение нужного результата.
Сейчас в бизнесе всё очень быстро меняется, поэтому бизнес-моделирование -отличный вариант быстрого и гибкого планирования.
Успешного вам бизнес-моделирования!
Про проработку бизнес — идеи я писала здесь. Про шаблон бизнес — модели здесь.