Как применять во франчайзинге бизнес-моделирование
Что такое бизнес-модель?
Бизнес-модель – это структурированный системный подход к организации бизнеса, который позволяет держать фокус внимания на главных составляющих бизнеса.
Давайте рассмотрим подробнее из чего состоит бизнес-модель. Структуру бизнес — модели предложил А. Остервальдер:

1 блок – Продукт.
Продукт — это товар или услуга, на картинке он в виде упакованного подарка. Сам по себе продукт клиенту не интересен, клиентам интересна та ценность, которую продукт им дает. Какую ценность или выгоду получает наш клиент?
2 блок – Потребительские сегменты – кто будет покупать наш продукт?
Кому нужны и важны ценности нашего продукта? Для кого это действительно ценность? Начинаем собирать целевые аудитории, т.е. тех, кто купит наш продукт.
3 блок – Взаимоотношения с клиентами – маркетинг.
Отвечаем на два важных вопроса:
- Как будем привлекать новых клиентов?
- Каким образом будет удерживать старых клиентов?
4 блок – Каналы сбыта. Здесь разбираем систему продаж своего продукта.
5 блок – Источники дохода. Что нам будет приносить денег и сколько. Прогноз выручки компании.
6 блок – Основные виды деятельности. В данном разделе разбираем все свои бизнес-процессы. Что нам нужно, чтобы наш продукт у нас появился и был продан, все цепочки процессов нашего бизнеса. Например, закуп товара- доставка товара на склад- хранение товара- реализация товара-постпрадажный сервис.
7 блок -Основныепартнеры. Какие партнеры нам будут необходимы. Смотрим на бизнес- процессы и пишем список основных потенциальных партнеров.
8 блок -Ключевые ресурсы. Кто и что нам необходимы для запуска и ведения бизнеса – помещение, оборудование, транспорт, команда, финансы…
9 блок — Издержки. Из блоков 6 и 8 у нас будет формироваться бюджет необходимых расходов.
В результате, помимо бизнес-модели прорисовывается финансовая модель Доходы компании из блока 6 минус расходы компании из блока 9 равно ожидаемая прибыль.
Зачем нам бизнес-модель?
Чтобы увидеть весь бизнес целиком. Это как пазлы, нужно собрать их в одну картинку, чтобы понять, как это будет работать.
По сути, бизнес-модель — это наш макет нашего бизнеса, который дает целостный взгляд на то, что мы делаем.

Бизнес-модель во франчайзинге
Во франчайзинге нам нужно будет проработать две бизнес -модели.
1 бизнес – модель – непосредственно бизнес, что мы продаем конечным клиентам, за что компания получает деньги.
Эта рабочая бизнес-модель и является предметом франшизы.
Именно успешную прибыльную бизнес модель с простроенными бизнес-процессами франчайзор продает франчайзи.
2 бизнес-модель – это проработка взаимоотношений между франчайзором и франчайзи.
В этой модели Продуктом будет первая бизнес -модель.
Чтобы стало понятнее разберем коротко на примере.

https://sofp.ru/franshiza/set-salonov-dlya-zhivotnyx-groom/
Бизнес – модель № 1 «Для клиентов салона»

Бизнес – модель № 2 «Для партнёров-франчайзи»

Первая бизнес — модель позволяет нам структурировать бизнес под клиентов.
Вторая бизнес-модель позволяет нам структурировать бизнес под франчайзи.
Чек лист проработки бизнес-модели
Рекомендуем почитать:
