Франчайзинг в России становится все более популярным год от года. Открыть бизнес по франшизе – это возможность снизить риски неуспешного запуска и стать частью эффективного бизнеса.
Но при этом главное не ошибиться с выбором франшизы, так как на рынке сейчас тысячи франшиз. Из них не более 20%, по мнению экспертов, являются реально успешными франчайзинговыми моделями.
В этой статье поговорим о трендах франчайзинга в 2020 году. Какие компании готовы к продаже франшизы. И как самим оценить готовность своего бизнеса к франчайзингу.
Для начала определимся с терминами.
Франчайзинг – это партнёрская модель бизнеса, где один партнёр – Правообладатель (франчайзор) продает право использовать успешную бизнес-модель своего бизнеса, уникальные технологии и товарный знак другому партнёру — Пользователю (франчайзи).
Тренды франчайзинга в РФ в 2020 году.
В текущей общей рыночной ситуации эксперты предполагают увеличение спроса на покупку франшиз осенью 2020 года.
С чем это связано?
- В связи с введением налога на доходы с банковских вкладов более 1 млн. рублей вкладчики будут искать другие варианты инвестирования.
- Гибель предприятий и сокращения персонала из-за режима самоизоляции весны 2020 г. высвободят квалифицированные кадры, которые будут искать варианты зарабатывания денег.
Эти изменения отразятся и на франчайзинговом рынке, ожидается:
- Увеличение числа покупок франшиз за счёт свободных денег на руках у населения, а также поиска самореализации высвободившихся на рынке труда людей и предпринимателей.
- Освобождение торговых площадей повлечёт снижение арендных ставок, что позволит открывать франчайзинговые точки на более интересных условиях, чем ранее.
- Повысятся требования франчайзи к франчайзорам. Особенно по поддержке франчайзи после продажи франшизы и обоснованности франчайзинговых платежей.
- Новые франчайзи будут более тщательно подходить к выбору франшиз. Они станут до покупки проверять своих будущих партнеров. Общаться с имеющимися франчайзи, читать отзывы.
Почему компании начинают думать о продаже франшизы?
Потому, что франчайзинг обеспечивает франчайзору:
- Рост бизнеса без дополнительных капиталовложений.
- Эффективность работы точек сети за счет управления бизнесом на местах мотивированными бизнес-партнёрами (франчайзи), которые разделяют риски вместе с франчайзором.
- Дополнительный доход за счет роялти или увеличения товарооборота.
- Капитализацию бренда – развитие франчайзинговой сети увеличивает стоимость бренда (нематериального актива) компании.
Когда же компания готова к продаже франшизы. Критерии самооценки:
- Как давно компания на рынке? Думать о продаже франшизы можно еще до того, как вы начнете свой бизнес, так как франчайзинг – это стратегия масштабирования бизнеса. А вот продать первую франшизу можно будет не ранее, чем ваша бизнес-модель покажет устойчивый финансовый результат в виде чистой прибыли. Поэтому вести речь о готовности к франчайзингу можно, если ваш бизнес существует не менее года, как минимум, а реально от 2-х и более лет и при этом он прибыльный.
- Ваша бизнес-модель эффективна, вы можете доказать это финансовыми результатами в виде чистой прибыли и эффективно организованными бизнес-процессами.
- У вас уже не одна точка, а несколько. У вас уже сеть и вы эффективно управляете несколькими собственными или франчайзинговыми точками.
- Вашу бизнес-модель легко будет повторить в другом городе или регионе. Покупатель франшизы сможет найти нужные ресурсы, людей, легко скопировать и внедрить ваши бизнес-технологии в своём городе.
- Бизнес-процессы у вас прозрачны. Их будет легко структурировать (если вы этого ещё не сделали), описать и передать будущим партнёрам.
- Ваши бизнес-процессы автоматизированы. Ваши франчайзи при необходимости смогут пользоваться вашими технологиями, it- платформами, сервисами и т.п.
- К вам уже обращались желающие купить франшизу (желательно).
Это тот минимум, который должен быть у компании, решившей стать франчайзором.
Вы должны быть готовы к тому, что, продавая собственную франшизу, необходимо будет:
- Зарегистрировать товарный знак, если он еще не зарегистрирован. Заранее проверьте можно ли его зарегистрировать.
- Описать все процессы по ведению бизнеса, как правило, это бренд – бук и бизнес – бук (от подготовки к старту бизнеса до всех рабочих процессов после запуска). Самостоятельно или с помощью привлеченных специалистов.
- Помочь партнёру запустить бизнес. С вас- план открытия бизнеса, включая маркетинг; помощь в разработке финансовой модели;график открытия; обучение партнера и его сотрудников (база знаний и система обучения). Всё это ваша зона ответственности.
- После открытия сопровождение партнера. Нужно чётко определить кто за что отвечает, кто что делает в отношениях франчайзор – франчайзи.
- Кто будет в компании заниматься сопровождением франчайзи, на сколько эффективна будет поддержка. Поставьте себя на место франчайзи, вас удовлетворил бы такой подход?
- Будьте готовы ответить на частый вопрос партнёров: «За что мы вам будем платить роялти?»
- Отзывы ваших клиентов о вашем бизнесе – это фактор, влияющий на принятие решения о покупке вашей франшизы. Как и отзывы существующих франчайзи. Когда у вас будут франчайзи, будьте готовы дать их контакты потенциальным франчайзи, это повысит рейтинг вашей франшизы.
Тест для самооценки готовности компании к продаже франшизы:
Если ваша компания зарегистрирована в Свердловской области вы можете обратиться в Свердловской областной фонд поддержки предпринимательства для упаковки франшизы .
Если вы хотите купить франшизу, то можно получить в фонде заём на эти цели, подробнее.
Статья: Что такое франчайзинговый пакет и зачем он нужен? Как упаковать франшизу?