КАК ЭТО РАБОТАЕТ: БИЗНЕС НА ЗАПУСКЕ НОВЫХ ПРОЕКТОВ. Небольшое интервью для портала NEL.
С чего начинался ваш предпринимательский̆ путь?
Первый опыт предпринимательства у меня случился, как это часто бывает, с родственниками в1994 году. Мы организовали с двоюродными братьями мужа торговую компанию «Метроном», которая продавала запчасти к грузовикам. Сначала у нас была одна торговая точка. Потом две, затем еще несколько в городах Свердловской области. Это был мой первый сетевой опыт.
Далее я поработала в туризме, а потом с друзьями создали ресторанную компанию, которая за 8 лет разрослась до федеральной сети.
Параллельно еще создала снова торговую компанию «ГрузАвто», потом много чего еще создавали.
Проектов в моей жизни было много, разных, подробнее на https://irinagolovina.ru/.
Какой бюджет нужен, чтобы начать бизнес с нуля?
Смотря какой бизнес. Сейчас даже юрлицо можно бесплатно зарегистрировать, и открыть расчетный счет.
И если предприниматель оказывает услуги и находит клиентов без рекламы, то для старта ему нужен бюджет на сотовую связь, бензин, печать визиток (можно сделать электронную визитку) и еще какие-то накладные расходы.
Когда ко мне на консультацию приходят те, кто хотят открыть свой бизне. Я предлагаю им сначала посмотреть франшизы и пообщаться с франчайзерами. Это уникальная сейчас возможность познакомиться с реальным бизнесом.
Все франчайзеры еще на этапе переговоров говорят, какие инвестиции и на что нужны. Какие доходы могут быть и какая прибыль. Да, конечно, всегда встает вопрос, а правду ли они говорят. Но это лучше, чем совсем пальцем в небо. Их расчеты можно пересчитать самому, но хотя бы будет база для расчетов.
В общем, отличный тренажер для начинающих, может, какая-то франшиза приглянется и захочется с этого бизнес начать, а может сам решит свое дело, но уже будет представление.
Это как у стилистов, есть такое понятие «Насмотренность». Вот новичкам в бизнесе тоже важно, сначала погрузиться в тему, а потом принимать решение о старте.
Как вы пережили период Ковида? Потеряли или заработали?
У меня сейчас сфера консалтинга и обучения, не потеряла и заработала. Я давно выстраивала с заказчиками очно/заочное взаимодействие, так как для меня это повышение эффективности – нет затрат времени на дорогу, парковку и т.п. поглотители времени, успеваешь больше, концентрация выше.
Поэтому, наоборот, получилось так, что пандемия показала , что можно вести дела по — другому, без присутствия в офисе, и таких заказчиков сразу стало больше.
Какие инструменты продвижения вы пробовали, и какие из них выстрелили?
Смотря в каких проектах, везде всегда разные каналы и инструменты, сейчас важно делать тестирование, потом уже бюджеты вкладывать, так как у одного могло сработать в данной отрасли, а у другого нет. Эффективнее, как правило, были онлайн инструменты до пандемии – smm, seo, контекстная реклама, и т.п.
Но в пандемию стоимость онлайн каналов выросла и возможно, что офлайн-продвижение, если оно применимо к бизнесу, будет выгоднее. Вот на что хотелось бы обратить внимание предпринимателей: не надо просто копировать действия конкурентов, не факт, что они используют эффективные каналы.
Надо изучать своих клиентов под микроскопом буквально, чтобы были идеи, как до них донести информацию о себе, как удерживать и придумывать идеи по этим блокам, потом эти идеи проверять и эффективные внедрять.
Сейчас все больше работает персонифицированный маркетинг, думаю, что это будет скоро уже классикой, а не тенденцией, чему способствует развитие технологий, усиление конкуренции и изменение клиентского поведения.
Как найти хороших специалистов в команду?
Я отказалась от идеи бизнеса как компании со штатными сотрудниками. Мне больше нравится под конкретную задачу собирать команду из людей с опытом решения данных задач, что повышает эффективность в разы. И я их нахожу по рекомендациям и в отраслевых тусовках разного формата. Но эта модель не под все бизнесы подходит.
Для меня понятие хороший и плохой специалист относительно. Я оперирую понятиями – может решить задачу в срок в нужном объеме нужного качества или нет. Это не значит хороший-плохой, главное – дает результат или нет.
Тут много факторов, один специалист в одном проекте дал отличный результат, а в другом почти аналогичном возникли сложности.
И сложности бывают по разным причинам: был не в ресурсном состоянии, не горел идей, не смог влиться в команду и т.д. и т.п. Поэтому хороших специалистов много вокруг, важно задачу под них ставить адекватную.
А то как про smm – я нашел специалиста, все это туфта, результата нет, а специалист умеет только посты выкладывать и красиво оформлять, для результата в бизнесе этого мало, если от него ожидания больше, чем ведение аккаунта на регулярной основе.