Почему не оправдываются ожидания франчайзеров и франчайзи?
Начнем с покупателей франшиз.
Куплю франшизу – 100% ждет меня успех
У покупателей франшизы часто присутствует иллюзия, что они покупают 100% успех и прибыль в бизнесе. Но это не так, какой бы хорошей франшиза не была, на успех и прибыль бизнеса влияют еще множество факторов. Для разных видов бизнесов они могут быть разные – местоположение, конкуренция, качество управления бизнесом, изменения рынка и т.д. и т.п. Да, бизнес -модель проверена на действующих точках, но как это будет в новом месте с новыми людьми в новых условиях 100% никто не знает.
Франшиза дает все готовое
Читаем договор, да, именно договор, только там вы сможете увидеть, что именно даст вам продавец франшизы и в каком виде, а не то, что вы видели в рекламных роликах и презентациях. Часто франчайзеры хорошо помогают открыть франчайзинговую точку, но, например, поток клиентов вам придётся нарабатывать самостоятельно, а это значимый блок для успешного бизнеса.
Если он заработал и у меня столько будет
Продавец франшизы еще до продажи франшизы должен предоставить финансовую модель бизнеса. Первое, что нужно сделать – посчитать такую же финансовую модель под реалии своего города. Не брать его цифры и думать, что будет также, а именно взять и посчитать свою финансовую модель под свой город, под свои особенности.
Договор франшизы – типовой договор
Это не так. В РФ договором франчайзинга является договор коммерческой концессии, еще вариант – лицензионное соглашение. Все остальное – это не франчайзинг. Договор коммерческой концессии не может быть типовым. Структура договора может быть похожая, но содержание разное, так как во франчайзинге у компаний всё разное- условия, комплекс передаваемых прав, обучение, поддержка и т.п. Нет одинаковых договоров коммерческой концессии. Поэтому лучше договор подписывать после консультаций с юристом. С юристом, у которого уже есть опыт работы с франчайзинговыми договорами, так как франчайзинг – это отдельная сфера, там есть своя специфика.
Франчайзер будет всегда мне помогать
Бывает так, что после запуска франчайзер не оказывает особой поддержки своему франчайзи. Поэтому важно перед покупкой выяснить какую именно поддержку и на каких этапах будет оказывать продавец франшизы.
Франчайзеры тоже не всегда получают то, что ожидали.
- Много времени и сил уходит на сопровождение франчайзи, особенно, если процессы в компании не были отработаны и максимально автоматизированы.
- Необходим регулярный аудит, иначе качество работы франчайзи может испортить репутацию всей сети.
- Если не оказывать качественной поддержки, то франчайзи перестает платить роялти, меняет вывеску и начинает работать самостоятельно.
- К франчайзи нужно прислушиваться, он собственник бизнеса и имеет право на свое мнение. Не смотря на стандарты, франчайзи может предложить изменения, новшества и т.п. инициативы и с этим придется поработать, просто отмахнуться не получится.
- Должно быть во франшизе что-то уникальное или очень полезное, иначе франчайзи получает разочарование, что деньги заплатил, а ничего особенного не получил. Важно перед продажей чётко объяснить, что франчайзи покупает за свои деньги и разграничить зоны ответственности, чтобы изначально все понимали, кто что делает и какая польза друг другу.
Почему не оправдываются ожидания франчайзеров и франчайзи? Как оценить франшизу перед покупкой писала ранее