Критерии оценки франшиз
Когда встает вопрос о покупке франшизы, любой покупатель начинает задумываться о том, а как же оценить выбранные франшизы.
На рунке уже есть основные критерии, по которым можно понять опыт франчайзора, его стратегию и составить более полное представление о франшизе.
В компании Бибосс (https://www.beboss.ru/) – экспертный портал по продаже франшиз существует рейтинг по оценке франшиз, можно воспользоваться им, если франшиза размещена в данном каталоге.
Если в каталоге Бибосс франшизы нет, то можно попробовать самостоятельно провести оценку франшизы.
Критерии для оценки могут быть следующие:
1. Возраст компании – от года
- Когда компания существует более 2-х лет уже хорошо, так как это показатель устойчивости бизнес-модели.
- Когда компания более 10 лет, смотрите чтобы она соответствовала тенденциям рынка и бизнес-модель не устарела.
2. Возраст франшизы
- Чем больше опыт работы с франшизой у компании, тем должно быть лучше качество работы с партнёрами, всегда все приходит с опытом.
- Но бывает и наоборот, чем больше точек, тем меньше внимания и теряется качество, поэтому надо обязательно общаться с действующими и бывшими франчайзи, искать их контакты.
3. Время начала продажи франшиз
Когда начали продавать франшизу, сразу как компанию свою открыли или сначала набрались опыта, создали свою сеть и потом начали продавать свою франшизу, проверили тем самым сетевую бизнес-модель.
4. Динамика роста франчайзинговой сети
Как растет сеть. Но тут надо понять стратегию франчайзера, кто-то осознанно открывает 2-4 точки в год не больше, чтобы оказать качественную поддержку партнёру.
5. Повторные открытия
Когда один партнер открывает несколько франчайзинговых точек. Если предприниматель купил франшизу и затем открыл еще несколько таких точек в своем городе, значит франшиза успешная в его городе и качество работы с франчайзором его устраивает.
6. Закрытия франчайзинговых точек
Есть ли франчайзи — долгожители. Причины закрытия точек. Желательно найти контакты тех, кто закрылся и пообщаться с ними.
7. Соотношение собственной сети и сети франчайзинговых точек
Чем больше количество франчайзинговых точек по отношению к своим тем лучше, значит франчайзинг в приоритете и успешно развивается в данной компании.
8. Концентрация франчайзора
Хорошо, когда франчайзор управляет одной сетью или несколькими, но в одном виде бизнеса, иначе возможно снижение качества управления франчайзинговой сетью.
9. Поддержка франчайзора
Какую поддержку он оказывает на этапе открытия и после открытия франчайзинговой точки. Это очень важно. За что вы заплатите паушальный взнос и роялти?
10. Деловая репутация франчайзора и его продвижение
- отзывы клиентов о бизнесе;
- отзывы франчайзи о франшизе,;
- актуальность представленной информации в интернете;
- качество сайта;
- качество презентационных материалов;
- активность рекламы.
11. Эффективность системы продаж
- как быстро отреагировали на вашу заявку;
- каким образом ответили;
- насколько компетентно ответили на все ваши вопросы;
- что дали изучить до продажи – презентация, финмодель, план открытия, договор;
- помогли рассчитать финмодель под ваш город;
- помогли оценить рынок вашего города, ведь вопрос, где брать клиентов очень важный в любом виде бизнеса;
- дали контакты франчайзи, чтобы вы могли с ними пообщаться.
12. Юридическая проверка
- зарегистрированный товарный знак – https://www.znakoved.ru/poisk_tovarnyh_znakov/
- ОКВЭД соответствует заявленной деятельности – https://zachestnyibiznes.ru/
- банкротство — https://bankrot.fedresurs.ru/
- проверка судов с франчайзи https://kad.arbitr.ru/ (кто выиграл – проиграл, суть претензий)
- какие проверки проводились и их результаты https://proverki.gov.ru/
- есть ли взыскание долгов через судебных приставов https://fssp.gov.ru/
Собрав данную информацию, вы будете иметь более полное представление о том бизнесе, который собираетесь купить. И примите уже более взвешенное решение.
Покупать франшизу, опираясь только на рассказы франчайзора и его презентационные материалы, большой риск.
На эту тему писала в статье Купить франшизу
Прямой эфир по теме