Финансовая модель франшизы
Когда речь идет о покупке франшизы, то первым встает вопрос, а сколько денег я смогу в этом бизнесе заработать.
В любой презентации франшизы мы можем увидеть цифры – сколько нужно инвестировать в бизнес, размер паушального взноса, размер роялти, срок окупаемости, ожидаемый доход от бизнеса.
Но любой покупатель франшизы хочет более детально разобраться с финансовыми показателями. И это правильно.
И франчайзер несет некие расходы на франчайзинговую деятельность, планирует доходы от франчайзинговых точек. Поэтому и для него существует необходимость посчитать деньги.
Рассмотрим данную тему подробнее
Сначала разделим финансы на два блока:
- Инвестиционный бюджет – расходы, которые предприниматель вкладывает, чтобы запустить бизнес. Это расходы на старте бизнеса, которые вкладываем разово, но в них нужно также заложить финансовую подушку до того момента, когда бизнес выйдет на точку безубыточности.
- БДР – бюджет доходов и расходов ежемесячный. Это управленческий учёт после запуска бизнеса. Есть еще понятие БДДС – бюджет движения денежных средств, но нам этот бюджет не нужен на данном этапе.
Далее важный момент, во франчайзинге две финансовые модели.
Первая – финансы франчайзора. Вторая -финансы франчайзи.
Финансовая модель франчайзора

Базируется на бизнес-модели, где продуктом является франшиза.
Про бизнес -моделирование во франчайзинге писала ранее
Инвестиционным бюджетом в данном случае у нас будут:
- Расходы на упаковку франшизы: регистрация товарного знака, разработка фирменного стиля, разработка франчайзингового пакета: договор + бренд-бук+ бизнес-бук (как минимум).
- Расходы на продвижение франшизы. Чтобы франшизу купили предприниматели, надо, чтобы они про нее узнали. Можно использовать малобюджетные каналы продвижения – страничка на своём сайте и ожидание, когда ее увидят потенциальные франчайзи.
Активное продвижение. Тогда оцифровываем каждый канал. Что используем – во сколько нам обходится. Получаем бюджет на продвижение.
В компании отдельный сотрудник занимается продажей франшизы? Его заработная плата в какой бюджет расходов? Сотрудник совмещает эту функцию, бесплатно или за бонус при продаже?
Пока у нас нет продаж франшиз и дохода от франчайзинговой деятельности, эти расходы мы закладываем в Инвестиционный бюджет.
БДР Франчайзора (бюджет доходов и расходов)
Когда мы продаем франшизу мы получаем паушальный взнос – разовый платеж при заключении договора. А также у нас могут быть ежемесячные роялти или мы продаем своим франчайзи какие – то товары или услуги и зарабатываем на торговой наценке.
Вот мы эти доходы и ставим себе в БДР в раздел «Доходы».
А в раздел расходы ставим все расходы, которые у нас будут на данную франшизу:
- Регистрация договора коммерческий концессии за чей счёт? Если за счёт франчайзора, ставим в расходы 1 месяца работы с франчайзи, также и паушальный взнос у нас будет один раз как доход — в первый месяц работы с франчайзи.
- Работа специалистов компании и ее расходы по сопровождению франчайзи на этапе открытия. Обучение, проекты и прочие моменты, которые мы делаем для франчайзи. Они стоят денег для нас? – Сколько месяцев будет старт бизнеса франчайзи, в эти месяцы в БДР мы отражаем наши расходы по запуску бизнеса партнёра.
- Работа специалистов компании и ее расходы по сопровождению франчайзи после открытия франчайзинговой точки.
- Продвижение франшизы – привлечение новых франчайзи.
Что важно:
Паушальный взнос оплачивается один раз, в идеале он должен покрыть расходы франчайзора на привлечение, продажу и запуск бизнеса франчайзи.
Роялти – ежемесячные платежи, они должны покрывать расходы франчайзора на сопровождение франчайзи после открытия.
И так, что имеем:
- Бюджет инвестиций франчайзора на старте запуска продаж франшизы= упаковка + продвижение франшизы
- БДР Франчайзора.
Доходы = паушальный взнос (1 раз в первый месяц) + роялти + доход от продажи франчайзи товаров или услуг.
Расходы= расходы при заключении договора коммерческой концессии + расходы на этапе запуска франчайзинговой точки + расходы при сопровождении франчайзинговой точки после запуска бизнеса.
Прибыль от франчайзинга = Доходы – Расходы.
Возврат инвестиций = какую прибыль мы получаем, когда возвращаем инвестиции?
Размер прибыли от текущих франчайзи позволяет покрывать расходы на привлечение новых франчайзи?
Финансовая модель для франчайзи

Инвестиционный бюджет включает все расходы на запуск бизнеса:
- Регистрация юрлица
- Подписание и регистрация договора
- Оплата паушального взноса
- Аренда помещения: депозит и первый месяц аренды
- Получение разрешительных документов (если, например, нужна лицензия)
- Ремонт помещения
- Стоимость изготовления и монтажа вывески
- Закуп оборудования
- Закуп товара
- Логистика
- Затраты на найм и обучение персонала
- Расходы на рекламу
- И т.д.
БДР франчайзи
Это финансовая модель, скопированная с работающих собственных точек франчайзора, но требующая адаптации под регион франчайзи.
Доходы – выручка от продажи товаров или услуг по месяцам от 12 до 36 месяцев.
Расходы – те расходы, которые будут у франчайзи после открытия франчайзинговой точки:
- Себестоимость товара/услуги
- Аренда
- Коммунальные платежи
- Фонд оплаты труда
- Маркетинг
- Логистика
- Налоги
- Роялти
- И т.д.
Доходы – Расходы = Прибыль.
БДР показывает точку безубыточности и сроки окупаемости.
Посмотрите примеры финансовых моделей – введите в поисковик фразу «финансовая модель франшизы» и переходите в картинки, там много вариантов финмоделей разных франшиз.
Вы можете обратиться в Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства за бесплатной консультацией.